Москва
+7 (495) 104 49 04
info@euro-ent.ru
Всегда на связи
 

Информация о мероприятии

2 октября в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского состоялся единственный концерт феноменального британского скрипача Найджела Кеннеди. Компания Euro Entertainment стала организатором мероприятия.

Протеже легендарного американского музыканта Иегуди Менухина и ученик джазмена Стефана Граппелли, Кеннеди совершил революцию в мире классической музыки, шокировав академические круги рок-н-ролльным отношением к классическим произведениям и классическим подходом к рок-композициям.

Имя Найджела стало всемирно известно в 1989 году, после выхода его пластинки «Времена года» Антонио Вивальди (Antonio Vivaldi «The Four Seasons») в сопровождении Английского камерного оркестра (English Chamber Orchestra). Альбом провел шесть месяцев на вершине «классического топа» Великобритании, был распродан в количестве двух миллионов дисков и попал в книгу рекордов Гиннесса как самое продаваемое классическое произведение всех времен. Каждая последующая работа скрипача была все более новаторской — будь то сборник импровизаций по мотивам композиций рок-гитариста Джимми Хендрикса, джазовый релиз или работа с польским клезмер-трио Kroke.

За 25 лет карьеры Найджел заслужил звание легендарного музыканта: его диски, которые не раз становились золотыми и платиновыми, расходятся миллионными тиражами, он дважды играл для членов королевской семьи в Букингемском дворце и получил множество музыкальных наград — от «За вклад в развитие музыки» премии Brit Awards до Золотой розы на престижном джазовом фестивале в Монтрё (Швейцария).

Виртуоз Кеннеди, хоть и владеет старинной скрипкой Джузеппе Гварнери дель Джезу, созданной в 1736 году, а также впечатляющим состоянием, не создает вокруг себя звездного ореола. Он носит прическу в стиле панк, предпочитает одежду с блошиного рынка известным лейблам, время от времени раскрашивает лицо в цвета своего любимого футбольного клуба Aston Villa (красно-синие полосы) и иногда прямо во время концерта запускает в зрительный зал футбольный мяч!

Не соблюдение академических правил никак не сказывается на работе Нейджела — скрипач, играющий не более 40 публичных концертов в год, весьма требователен и к себе, и к партнерам по концертной площадке.

В Москву Найджел Кеннеди приехал со своим квартетом, полностью состоящим из польских музыкантов джазовой сцены, и сиграл играть программу «Бах + Фэтс Уоллер», в которой соединяются барокко и джаз. Прозвучали  соната для скрипки соло №2 ля минор BWV 1003 и произведения Фэтса Уоллера в аранжировке Найджела Кеннеди.

Нет причин не верить в себя

Найджел Кеннеди родился 28 декабря 1956 года в Брайтоне, Англия. Его родители были музыкантами во втором поколении. Его отец был виолончелистом «Royal Philharmonic Orchestra», а мать давала уроки игры на фортепиано. У родителей был роман, но в браке они не состояли, Джон оставил Силлу, не зная о ее беременности, и эмигрировал в Австралию. О существовании сына Джон Кеннеди узнал, когда Найджелу уже было одиннадцать лет.

Мать обучала Найджела игре на фортепиано, в шесть лет он был зачислен в музыкальный класс школы Arundel, но одновременно отправился на прослушивание в школу Иегуди Менухина. Великий артист разглядел в мальчике большой потенциал и принял его. Матери он сообщил, что Найджел получил стипендию на обучение и лишь после смерти Менухина обнаружилось, что маэстро лично оплачивал обучение юного Кеннеди из собственных средств.

Скрипка стала его основным инструментом, хотя мальчик в детстве не питал к ней особой любви: «Мне гораздо больше нравилось играть на фортепиано, на котором я сразу мог добиться относительного успеха и хорошего звучания. Когда вы учитесь играть на скрипке, вы слышите лишь жуткий скрежет. Фортепиано — другое дело: можно быстро научиться играть осмысленные мелодии». Но личность великого учителя служила хорошим стимулом для обучения, ведь не кто иной как Иегуди Менухин познакомил западный мир с Востоком, популяризировав Рави Шанкара задолго до Beatles, и «свел» классику с джазом, записав в разные годы четыре альбома со Стефаном Граппелли. Найджел начал слушать джаз, от Колтрейна и Коулмена до Монка и Майлза, и джаз-рок: Mahavishnu Orchestra, Сантану, Билли Кобэма. В школе Менухина Кеннеди познакомился с Граппелли и обрел еще одного учителя и покровителя — вместе с джазменом они начали играть в клубах джаз в две скрипки.

В 16 лет Найджел окончил школу и отправился продолжать обучение в престижнейшей школе Julliard в Нью-Йорке у знаменитой Дороти Дилэй. Юный музыкант продолжал играть в джазовых клубах, набираясь опыта. «В школе Иегуди нас учили, что на свете нет ничего невозможного. Я наивно заявлялся в “черные” клубы. Во-первых, я был белый; во-вторых, англичанин; в-третьих, тинейджер; и, в-четвертых, играл на скрипке — что за инструмент для гарлемской публики! Но если ты научился справляться с ТАКИМИ ситуациями, нет причин не верить в себя», — рассказывал о том времени Кеннеди. Нью-Йорк оказался благосклонен к Найджелу: школу Дилэй он закончил с максимальным баллом, впервые за всю историю школы. В тоже время он выступил вместе с Граппелли на сцене Карнеги-холла, несмотря на то, что учителя пугали Найджела, что это разрушит его классическую карьеру.

Дебютная запись произошла в 1984 году, с оркестровым произведением Эдварда Эльгара «Violin Concerto», но известность Кеннеди принесла его знаменитая версия «Времен года» Вивальди, которую он записал в 1989 году с Камерным оркестром. Критики воспевали трактовку Кеннеди: помимо миллионных тиражей проданных дисков он получил он Brit Award и всемирное признание. Материальный успех позволил Найджелу выкупить в собственность скрипку, на которой он играл, Cathedrale работы Антонио Страдивари, но как только он стал ее владельцем, он незамедлительно обменял ее на Lamont, рожденную в 1736 году скрипку Джузеппе Гварнери дель Джезу, в которую буквально влюбился годом ранее (сегодня Найджел играет на скрипке Карло Брезгони 1732). За Вивальди последовали еще два диска: скрипичный концерт Брамса с Лондонским филармоническим под управлением Клауса Теннстедта в 1991 году и с ним же — Бетховен в 1992. Оба они моментально стали золотыми. Но Кеннеди чувствовал, что в исполнении классической музыки он достиг своего предела. И он объявил о своем уходе от активной концертной деятельности.

Тем не менее, долго без музыки он не смог прожить и в 1996 году вышел его альбом «Kafka», где Кеннеди играл не только на акустической и электрической скрипке и альте, но также на фортепиано, мандолине и даже саксофоне. А через год Найджел вернулся на классическую сцену: невзирая на разгар предвыборной кампании, первые полосы британских газет были оккупированы заголовками «Kennedy is back!». Музыканта ждали триумфальные гастроли, восторг аудитории, восхищение критиков, запись нескольких альбомов и давно задуманный проект — классическое изложение музыки рок-музыканта Джимми Хендрикса. Проект получил название «Hendrix Concerto». Найджел написал партитуры для всех инструментов, кроме струнных и гитары, затем представил проект в концертном варианте — сначала с камерным оркестром в Германии, а затем в составе группы из восьми музыкантов, включавшей гитариста «Soft Machine» Джона Этериджа (John Etheridge), две виолончели, бас, флейту и гобой.

После «Hendrix Concerto» Найджел, кроме традиционных альбомов, принял участие в записи трибьюта «The Doors Concerto», в котором он впервые играл со знаменитым Берлинским филармоническим оркестром и гитаристом Джефф Беком.

В конце 2005 года Кеннеди занялся записью своего первого «правильного» джазового альбома — «The Blue Note Sessions». В записи участвовали контрабасист Рон Картер, барабанщик Джек ДеЖонетте и саксофонист Джо Ловано.

На этом Кеннеди не остановился — следующим его шагом стал совместный проект с польской фолк-группой «The Kroke Band». В «East Meets East» («Восток встречается с Востоком») Нейджел привнес в почти цыганский академические приёмы композиции и соответствующий стиль исполнения. Кроме Kroke Кеннеди связало с Польшей еще пара вещей — жена-красавица Агнешка Шовниец и пост художественного руководителя Польского камерного оркестра, должность, которую некогда занимал Иегуди Менухин.

В 2008 году Кеннеди продемонстрировал миру «A Very Nice Album», диск, записанный со своей «группой» — квинтетом из лучших музыкантов на польской джазовой сцене. При записи пластинки Найджел вышел на передний план как композитор и великий импровизатор. А в 2009 году квинтет Найджела записал электро-джаз альбом «Shhh».

В 2010 году скрипач основал новый оркестр — «Оркестр жизни», который состоит из ярких молодых (в основном польских музыкантов). Кеннеди выбирал музыкантов, способных играть в различных стилях. Оркестр успешно дебютировал в Германии с программой, в которую входили произведения Дюка Эллингтона и Баха.

Пятерка Найджела

В 2011-2012 годах Найджел Кеннеди гастролирует по миру с квинтетом и программой программу «Бах + Фэтс Уоллер», в которой соединяются барокко и джаз. В частности, соната для скрипки соло №2 ля минор BWV 1003 и произведения Фэтса Уоллера в аранжировке Найджела Кеннеди.

В Москву скрипач приехал с Адамом Ковалевски (Adam Kowalewski) — бас; Томас Грзегорский (Tomasz Grzegorski) — тенор-сакс; Петром Вилезолом (Piotr Wylezoł) — фортепиано, Крзистофом Дзиедзиком (Krzysztof Dziedzic) — перкуссия.

Детали проекта

  • ГородаМосква
  • ПлощадкиБольшой зал Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского
  • Даты2 Октября 2012