Москва
+7 (495) 104 49 04
info@euro-ent.ru
Всегда на связи
 

3 января 2017 • Московская Консерватория им. П.И. Чайковского

ХУАН ДИЕГО ФЛОРЕС (JUAN DIEGO FLÓREZ)

…Даже далекие от музыкального мира люди
понимают: то, что делает Флорес — феноменально.
Российская газета

…Сочетание внешности, красивейшего тембра,
удивительной техничности, артистизма и
музыкальности Флореса иногда создает почти
мистическое ощущение, что он ненастоящий.
Operanews.ru

Преемник Лучано Паваротти и один из самых востребованных теноров в мире с редким тембром голоса tenore di grazia (с итал. – «изящный тенор») – перуанский оперный певец Хуан Диего Флорес даст концерт 3 января 2017 в Большом зале МГК им. П.И. Чайковского. Для московской публики Флорес подготовил специальную праздничную программу, в которую войдут знаковые работы из его репертуара: произведения Д. Россини, Р. Леонкавалло, К.В. Глюка, Г. Доницетти, Ж. Массне, Ш. Гуно. Слушатели фестиваля смогут в полном объеме оценить неординарную вокальную фактуру Флореса, сделавшую его самым желанным певцом во всех ведущих оперных и концертных залах мира.

«Оперный аттракцион», «принц оперной сцены», «наследник Лучано Паваротти», «лучший россиниевский тенор наших дней» – это далеко не полный список того, как именовали критики всего мира Хуана Диего Флореса. Обладатель редкого tenore di grazia, он считается одним из лучших исполнителей бельканто нашего времени. Голос певца характеризует плавность, подвижность, непринужденность звукоизвлечения, насыщенная окраска и кажущаяся легкость исполнения высоких нот.

С появлением Флореса на сцене ожили оперы, которые долгое время считались неисполняемыми из-за сложности заглавной мужской партии. Хуан Диего с легкостью поет на бис девять верхних «до». Лучано Паваротти при жизни называл Флореса своим преемником, а Пласидо Доминго утверждает, что «Флорес – величайший артист современности, так как никто не может петь, как он». В 2008 году влиятельная британская газета «The Independent» внесла певца в список «новых трех теноров».

В 2007 году состоялось поистине историческое выступление Хуана Диего Флореса в Ла Скала, когда тенор нарушил 80-летний запрет Артуро Тосканини на бисы. Впервые с 1933 года по незатихающим восторженным просьбам публики он повторно исполнил арию «Ah! Mes amis» из оперы Г. Доницетти «Дочь полка», знаменитую девятью верхними нотами «до». Через год Флорес повторил свой подвиг в Метрополитан-опера, где также давно не слышали бисов, а в 2012 публика Парижской оперы впервые с момента своего открытия восторженно рукоплескала анкору арии, подарившей Лучано Поваротти прозвище «Король верхнего до».

Будущий знаменитый тенор Хуан Диего Флорес родился 13 января 1973 года в Лиме (Перу) в музыкальной семье и с юности увлекался фолк и поп-музыкой. Отец артиста Рубен Флорес был профессиональным исполнителем перуанской народной музыки и специализировался на креольских вальсах Чабуки Гранда. Хуан унаследовал вокальный талант отца и его любовь к перуанской и латиноамериканской музыке. В 14 лет он сочинял свои произведения и играл на гитаре. «Я писал песни, любил рок-н-ролл – у меня была своя рок-группа – и классической музыки в моей жизни было не так уж много», — рассказывает Флорес. Однако в старших классах руководитель хора стал поручать Хуану сольные партии и даже занимался с ним индивидуально. «Он заставил меня повернуть на путь оперы и под его руководством я выучил арию Герцога «Questa o quella» из «Риголетто и «Аве Марию» Шуберта». С этими двумя номерами он выступал на прослушивании в Национальную консерваторию Перу в Лиме. После поступления певец все еще никак не мог определиться, что подходит для его голоса, и метался между популярной музыкой и классикой. Ему хотелось заниматься музыкой «вообще», особенно композицией и игрой на фортепиано. В 1993 году он выиграл стипендию в престижную консерваторию США – Кёртисовский институт музыки в Филадельфии, в котором обучался до 1996 года.

В 1994 году Хуан Диего познакомился со знаменитым тенором Эрнесто Паласио. Эта встреча стала судьбоносной для Флореса. Паласио предложил молодому певцу поддержку. «Он сказал мне: «У тебя особый тип голоса, и с ним нужно обращаться бережно, — рассказывает артист. Врожденные характеристики голоса Хуана Диего Флореса – плавность и непринужденность звукоизвлечения, насыщенная окраска и кажущаяся легкость исполнения высоких нот предопределяли для певца белькантовый репертуар, и, в частности, оперы Россини. Паласио сразу это понял и направлял Флореса в сторону этих произведений. В 1996 году Хуан Диего отправился на прослушивание на Россиниевский оперный фестиваль, и был сразу принят художественным руководителем на небольшую роль в опере «Риччардо и Зораида». Однако незадолго до дня открытия внезапно заболел тенор, который должен был исполнять главную партию Коррадино в «Матильде Ди Шабран». В полном отчаянии организаторы мероприятия принялись за поиски замены – непростая задача, учитывая что опера малоизвестна, а партия исключительно трудна для исполнения. В тот критический момент художественный руководитель вспомнил про Флореса и предложил 23-летнему певцу роль. После недолгих раздумий Хуан Диего согласился. 13 августа 1996 года состоялось не только открытие Россиниевского фестиваля, но и знакомство мира с новой звездой мировой оперной сцены – «изящным тенором» Хуаном Диего Флоресом. Сенсационное выступление сразу же позволило ему заключить контракт с театром Ла Скала (под руководством Риккардо Мути) и отправиться на гастроли по всему миру, расписанные на несколько лет вперед. Флорес стал желанным гостем во всех ведущих оперных домах, концертных залах и музыкальных фестивалях, таких как Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Лирическая опера в Чикаго, Лос-Анджелес Опера, Сан-Франциско Опера, Вашингтонская Национальная Опера, лондонский королевский театр Ковент-Гарден, Венская государственная опера, Концертхаус и Музикферайн в Вене, Парижская народная опера, Театр Елисейских полей и Театр Шатле в Париже, Королевский театр в Мадриде, Большой театр в Лисео в Барселоне, миланская Ла Скала, Национальная академия св. Цецилии в Риме, Оперный театр Сан-Карло в Неаполе, Театр Карло Феличе в Генуе, Баварская придворная опера в Мюнхене, Немецкая опера в Берлине, Семперская Опера в Дрездене, Оперный театр в Цюрихе, фестивали в Уэксфорде, Зальцбурге, Оперный фестиваль Россини в Пезаро и др.

В 2007 году состоялось поистине историческое выступление Хуана Диего Флореса в Ла Скала, когда тенор нарушил 80-летний запрет Артуро Тосканини на бисы. Впервые с 1933 года по незатихающим восторженным просьбам публики он повторно исполнил арию «Ah! Mes amis» из оперы Г. Доницетти «Дочь полка», знаменитую девятью верхними нотами «до». Через год Флорес повторил свой подвиг в Метрополитан-опера, где также давно не слышали бисов, а в 2012 публика Парижской оперы впервые с момента своего открытия восторженно рукоплескала анкору арии, подарившей Лучано Поваротти прозвище «Король верхнего до».

Хуан Диего Флорес работал с самыми известными дирижерами, в т.ч.: Роберто Аббадо (Roberto Abbado), Ив Абель (Yves Abel), Рикардо Шайи (Riccardo Chailly), Чон Мён Хун (Myung-Whun Chung), Густаво Дудамель (Gustavo Dudamel), Даниэле Гатти (Daniele Gatti), Джон Элиот Гардинер (John Eliot Gardiner), Джанлуиджи Гельметти (Gianluigi Gelmetti), Джеймс Ливайн (James Levine), Хесус Лопес Кобос (Jesús López-Cobos), Невилл Марринер (Neville Marriner), Риккардо Мути (Riccardo Muti), Антонио Паппано (Antonio Pappano), Карло Рицци (Carlo Rizzi), Кристоф Руссе (Christophe Rousset), Нелло Санти (Nello Santi), Марчелло Виотти (Marcello Viotti) и Альберто Дзедда (Alberto Zedda).

Репертуар и дискография:

Репертуар Хуана Диего Флореса включает 44 оперы:
• В. Беллини: «Капулети и Монтекки», «Пуритане» и «Сомнамбула»;
• Ж. Бизе: «Искатели жемчуга»;
• Д. Чимароза: «Тайный брак»;
• Г. Доницетти: «Алахор в Гранаде», «Дон Паскуале», «Елизавета в замке Кенилворт», «Любовный напиток», «Фаворитка», «Дочь полка», «Мария Стюарт», «Линда ди Шамуни» и «Лукреция Борджиа»;
• К. В. Глюк: «Армида» и «Орфей и Эвридика»;
• Ф. Легар: «Весёлая вдова»;
• В. Мартин-и-Солер: «Осмеянный опекун»;
• Д. Мейербер: «Северная звезда»;
• В.-А. Моцарт: «Так поступают все», «Дон Жуан» и «Митридат, царь Понтийский»;
• Д. Паизиелло: «Нина, или Безумная от любви»;
• Д. Пуччини: «Джанни Скикки»;
• Д. Россини: «Аделаида Бургундская», «Эрмиона», «Вильгельм Телль», «Севильский цирюльник», «Синьор Брускино», «Турок в Италии», «Путешествие в Реймс», «Золушка», «Дева озера», «Сорока-воровка», «Граф Ори», «Итальянка в Алжире», «Матильда ди Шабран», «Отелло», «Риччардо и Зораида», «Шёлковая лестница», «Семирамида» и «Зельмира»;
• Н.Рота: «Соломенная шляпка»;
• И.Штраус: «Летучая мышь»;
• Д.Верди: «Фальстаф» и «Риголетто».

С 2001 года Хуан Диего Флорес был эксклюзивным артистом Decca Classics и выпустил при его поддержке восемь сольных альбомов, четыре оперы на CD и шесть опер на DVD. Всего, включая диски для других компаний, он выпустил: 8 сольных альбомов, 12 опер на CD и 11 опер на DVD. Флорес также записал 7 альбомов, которые попадают в другие категории, такие как кантаты и оратории. Его альбомы получили множество наград, в т.ч.: «Шок музыкального мира» (Choc du Monde de la Musique), «Золотой Диапазон» (Diapason d’Or), Приз «Эхо Классик» (Echo Klassik Preis), премия Cannes Classical Award, премия Gramophone Award и номинацию Грэмми за альбом Bel Canto Spectacular.

Титулы и награды: 

Хуан Диего Флорес удостоен ряда премий и наград, среди которых: премия Россини («The Rossini d’Oro»), премия Аббиати («The Abbiati Prize») – награда Итальянской ассоциации музыкальных критиков, премия Тиберини («The Tiberini d’Oro»), премии «The ISO d’Oro», «The Opera Award», премия Аурелиано Пертили («The Aureliano Pertile»), премия Беллини («Bellini Award»), премия Франческо Таманьо («Francesco Tamagno Award»), премия Пласидо Доминго («Placido Domingo Award»).

Тенор является национальным героем Перу. Он удостоен звания Рыцаря большого креста Ордена Солнца Перу, высшей государственной гражданской награды Перу (2007), а также звания Кавалера большого креста Ордена Заслуг Перу (2004).

Флорес является Почетным профессором в университете Сан-Мартин-де-Поррес, Перуанском университете прикладных наук, Тихоокеанском Университете и Национальной Консерватории Перу.
В 2004 году Почта Перу выпустила марку в честь Хуана Диего.

В ноябре 2012 года он получил почетное звание каммерзенгера в Вене.

Интересные факты:

  • Лучано Паваротти при жизни называл Флореса своим преемником;
  • Газета «The Independent» внесла Флореса в список «новых трех теноров»;
  • В 15 лет у Хуана Диего Флореса была кавер-группа «Graffity», которая исполняла песни Элвиса Пресли, The Beatles, Rolling Stones и произведения других исполнителей классического рока. Сам певец мечтал стать рок-звездой и никогда не думал, что его «занесет» в классику;
  • Свадьбу Хуана Диего Флореса с австралийской моделью Джулией Трап в 2008 году транслировалась по центральному телевидению. Это событие стало национальным праздником Перу;
  • В 2007 году состоялось поистине историческое выступление Хуана Диего Флореса в Ла Скала, когда тенор нарушил 80-летний запрет Артуро Тосканини на бисы. Впервые с 1933 года по незатихающим восторженным просьбам публики он повторно исполнил арию «Ah! Mes amis» из оперы Г. Доницетти «Дочь полка», знаменитую девятью верхними нотами «до». Через год Флорес повторил свой подвиг в Метрополитан-опера, где также давно не слышали бисов, а в 2012 публика Парижской оперы впервые с момента своего открытия восторженно рукоплескала анкору арии, подарившей Лучано Поваротти прозвище «Король верхнего до»;
  • Флорес является Послом доброй воли ЮНЕСКО.
  • Флорес основал благотворительный фонд «Симфония Перу», миссией которого является поддержка создания и развития юношеских оркестров и хоров на национальном уровне. В рамках этого фонда была создана целая сеть музыкальных школ. Главная задача фонда – помочь бедной и уязвимой молодежи избежать всего того, с чем они сталкиваются ежедневно: наркотиков, преступлений, эксплуатации, проституции и проч. «Музыка помогает расти и детям, и молодёжи и, я думаю, музыка может изменить всё общество к лучшему», — говорит Флорес.
  • В 2007 году была выпущена книга о карьере Хуано Диего Флореса, написанная Густаво Родригесом.
  • Хобби Хуана Диего – футбол, кулинария и сочинение музыки. Артист написал два произведения в перуанском жанре «хуайно». Первое «Huayno Peruano Navideño» было исполнено в 2007 году в Концертхаусе Вены Симфоническим оркестром Венского радио и Венским хором мальчиков. Второе произведение – «Santo» – было написано для одноименного альбома 2009 года.